Компьютерная документация на каждый день

FAQ по акустическим системам

Звуковое многообразие.

Разбираемся в параметрах мультимедийных колонок


Как, однако, меняется техника! В первых ПК встраивались лишь спикеры, которые были способны только на пронзительный писк. В принципе, большего тогда и не требовалось: спикер подавал голос в начале загрузки компа, извещая сидящего перед монитором об окончании прохождения POST, в случае ошибки или выдавал, говоря современным языком, рингтон в начале загрузки какой-нибудь досовской игрушки. Ведь в те времена компьютеры служили для всех в основном в качестве печатной машинки/хранилища данных и позволяли играть в игры, мало чем отличающиеся от тех, что запускались с картриджей на приставке "Денди". На большее мощности 286-386-х процов и допотопных (по современным меркам) видеокарт попросту не хватало. Где-то ближе к появлению Pentium на ПК стало вполне удобно играть в не-шестнадцатицветные и вообще вполне красивые игры, слушать музыку и, после появления еще более мощных процессоров - смотреть фильмы. Сразу после добовления к арсеналу воможностей ПК возможности воспроизведения музыки начало развиваться производство мультимедийных акустических систем, уже пытавшихся нормально звучать. Об них и пойдет речь в этой статье.

Виды


Самыми первыми были акустические системы типа 2.0, или "просто две колонки". Не знаю как раньше, а сейчас такие можно приобрести не дороже 50 зеленых рублей. Никакого объемного звука вы от таких колонок, понятное дело, не получите. Поэтому знайте, что звуковых эффектов "а-ля домашний кинотеатр" не будет (качество звучания 2.0 сходно с теми динамиками, которые встраиваются в корпуса некоторых мониторов). Законченным извращенцам могу предложить поставить одну колонку перед собой, а вторую - позади себя и посмотреть, что из этото выйдет (сам не пробовал, не из таких буду). Из всего сказанного можно сделать вывод, что такая акустика подойдет лишь для озвучивания простеньких эффектов вроде прихода нового сообщения в "аське". Нет, никто не запрещает использовать 2.0 для музыки, игри фильмов, но качественного звука при этом не ждите. "Улучшенным" вариантом 2.0 является 4.0, то есть к двум динамикам добавляется еще два, и в результате имеем уже 4 - 2 фронтальных (перед вами) и 2 тыловых (сателлита, то есть те, что сзади вас). Вот тут уже можно говорить о каких-то зачатках псевдообъемного звука, но до по-настоящему объемного звучания все-таки далековато.

Более мощные акустические системы, такие как 2.1, 4.1, 5.1, 6.1 и 7.1, оснащаются сабвуфером - устройством, берущем на себя такую нелегкую задачу, как воспроизведением низких частот, примером которых может стать глубокий бас. Присутствие сабвуфера, понятное дело, намного улучшает качество звучания акустической системы. Ну, то что системы 2.1 и 4.1 - это те же 2.0 и 4.0 соответственно, только с сабвуфером (и, следовательно, с лучшим звучанием), думаю, понятно, поэтому перейдем к разговору об остальных АС.

5.1. Акустическая система, состоящая, помимо сабвуфера, из 5 колонок - 1 центральной, 2 фронтальных и 2 сателлитов. Такое обилие позволяет окружить себя колонками буквально со всех сторон и тем самым получить действительно объемный звук (разумеется, только в том случае, когда вы подключаете свою АС к качественной звуковой карте, а не к интегрированному в матплату звуку типа AC'97 Codec). Именно стандарт 5.1 используется при записи звука для, к примеру, DVD-фильмов. Акустика 5.1 - идеальное решение для игр и просмотра кино (в первую очередь DVD).

6.1. В отличии от 5.1 удается получить более объемный звук путем добавления еще одного - центрального тылового - динамика.

7.1. По отношению к 5.1 добавлено 2 центральных тыловых динамика, то есть звук еще более объемный, чем к 6.1.

Вообще, данную статью можно разделить на две части. Первую - описание типов акустических систем - мы только что закончили. Пора перейти ко второй - интерфейсы подключения АС к источнику звука. Им может выступать не только ПК, но и DVD-плееры и различные мобильные устройства.

Самый главный интерфейс - линейный вход (Line In), который соединяется с линейным выходом источника посредством кабеля с миниджеком (стандартный 3.5" штекер, устанавливаемый на подавляющую часть наушников и акустических систем) либо RCA-штекером ("тюльпан", он может быть вам знаком по интерфейсам типа Video In в телевизоре). Последним оснащаются АС высшего ценового диапазона (Hi-Fi), так как "тюльпан" обеспечивает более высокое качество звука, нежели миниджек за счет большей площади контакта.

Частотный диапазон. Одной из самых важных характеристик, показывающих качество и класс каждого отдельно взятого динамика, является диапазон частот, в пределах которого динамик способен издавать звук. Частоты, как известно, бывают высокими, средними и низкими. Первые две берут на себя фронтальные колонки и сателлиты, а НЧ занимается, как я уже сказал выше, сабвуфер. Самое время поговорить об устройстве колонок, а точнее о том, сколько динамиков в них устанавливается. Типов динамиков, если не считать "универсальные", одинаково хорошо (или одинаково плохо) умеющих воспроизводить звуковой поток всех частот, существует столько же, сколько и типов частот - три. Для высоких, средних и низких частот. В самые дешевые колонки устанавливаются "универсальные" колонки. Именно поэтому о качественном звуке в таких АС не приходиться даже и заикаться. Колонки среднего и Hi-Fi ценового диапазона оснащаются уже двумя типами динамиков. Как думаете, какими? Совершенно верно! Средних и низких частот. Каждый динамик "занимается" своим делом, в итоге получаем более качественный, чем в однодинАмичных колонках, звук. Чем меньше наименьшее и больше наибольшее значения частотного диапазона отдельно взятого динамика, тем качественнее акустическая система и тем реалистичнее будут звучать звуки в ее колонках.

Следующий, не менее значимый, чем частотный диапазон, параметр - мощность. Она может измеряться в стандартах RMS и PMCO. Первый, Root Mean Square, обозначает суммарную мощность всех компонентов акустической системы, выраженную в ваттах (Вт). То есть если мощность каждой колонки (в том числе сабвуфера) 5.1 равна 25 Вт, то для получения RMS умножаем 25 на 6 и в итоге имеем суммарную мощность АС, равную 150-ти ваттам. Чем выше значение RMS, тем большее по площади помещение смогут заполнить звуком колонки. Следующая, Peak Music Power Output означает... да, впрочем, она тоже характеризует мощность колонок, только ту, звук с которой колонки способны воспроизводить в течение короткого времени без повреждения динамиков. RMS (также называемое среднеквадратичным значением) - более объективная величина, поэтому при выборе акустики лучше руководствоваться именно ей, а не PMPO.

Разделение каналов. Данная цифра показывает, на сколько сигнал, идущий по одному каналу, защищен от сигнала (или от помех) в другом (чем эта цифра больше, тем лучше). Возможно, некотрым читателям будет сложно это понять, поэтому просто скажу, что 40 Вт в графе "Разделение каналов" будет вполне достаточно.

Это были параметры, присущие абсолютно всем акустическим системам. Разберем опциональные пункты.

Разъем для наушников. Тот, что на передней панели одной из колонок. Особенно прогодится геймерам, когда требутся частые переключения "колонки-наушники", а к задней панели с миниджеком в руке тянуться неохота (а на лице системника соответсвтующий разъем отсутствует или не подключен). Такой разъем вмонтирован хоть не во все, но во многие модели АС.

Возможность питания от батареек. В домашних стенах такая возможность врядли будет оценена по достоинству, а вот на выезде и совместно с портативной техникой (с ноутом, например) будет весьма кстати.

Возможность крепления на вертикальную поверхность. Некоторые колонки посредством специального крепежа можно смонтировать к вертикальной поверхности, например, на стену. Выберите акустическую систему с таким креплением, если на вашем рабочем столе мало свободного пространства.

Экранирование элементов АС. Колонки и сабвуфер при работе испускают магнитные волны. Эти волны, минуя корпус колонки, распространяются на ближайшее расстояние вокруг акустическоой системы и могут искажать, к примеру, изображение на ЭЛТ-мониторе или телевизоре, если АС установлена в непосредственной близости от этих приборов. Если корпуса сабвуфера и колонок заэкранированы, такие волны не будут распространяться в округе или их распространение будет сведено к минимуму.

Наличие USB. Некоторые модели акустических систем могут выступать в качестве USB-хаба, то есть через них, также, как и к USB-портам, расположенным на корпусе системного блока, можно будет подключить к компьютеру по интерфейсу USB другие устройства (но сам звук посредством этого порта подавать в колонки будет, понятное дело, нельзя).

Материал корпуса. Корпуса различных АС могут изготавливаться из пластмассы, MDF и дерева. Пластмассовыми сейчас являются корпуса многих акустических систем. Главная тому причина - дешевизна данного материала. Главный недостаток - невозможность достижения самых глубоких басов в силу небольших габаритов и дребезжания пластмассовых колонок. Все это делает пластик идеальным решением для бюджетных моделей АС, где за качественное звучание не приходится переживать - его не будет даже в том случае, если "упрятать" универсальный динамик в деревянный корпус. MDF - древесно-волокнистый композитный материал. По "музыкальным способностям" сходен с деревом, хоть и стоит заметно дешевле. Поэтому колонки с корпусом из такого материала можно признать вполне удачным решением. "Коробки" из дерева обычно имеют консервативный вид и обладают весьма внушительными размерами по сравненнию с пластиковыми и MDF-колонками. Дерево - это, как правило, удел дорогих профессиональных АС. Стоит сказать, что иногда производители мультимедийных колонок, сделав их корпуса из MDF, пишут в паспорте АС, что ее корпус из готовлен вовсе не из MDF, а из дерева. Так что будьте внимательны!

Финальные аккорды


В этой статье я постарался сделать все, чтобы вы, дорогие читатели, прочитав ее, при желании пошли в магазин с видом опытного любителя (конечно, до настольной книги Гуру этому тексту еще очень далеко, но основы тому только что были заложены = ). Если у меня это не совсем получилось, и вам есть, что добавить - пишите!